статья 26413

Название статьи

КОМПЕТЕНТНОСТЬ И МОДУЛЬНОСТЬ КАК ВЕКТОРЫ ОБНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ:
АСПЕКТ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (ЧАСТЬ 3)

Авторы

Мещеряков Анатолий Семенович, доктор педагогических наук, профессор, кафедра сварочного, литейного производства и материаловедения, Пензенский государственный университет (г. Пенза, ул. Красная, 40), meta1@pnzgu.ru
Куприянова Галина Сергеевна, аспирант, Пензенский государственный университет (г. Пенза, ул. Красная, 40), sunlight84.2006@rambler.ru

Индекс УДК

378

Аннотация

Актуальность и цели. Модернизация системы профессионального образования в современной России требует выявления путей вхождения ее в глобальный рынок труда, возрождая при этом утраченные российские ценности. Это позволяет определить признак веления времени – глобализацию образования как фактор компетентности, модульности и конкурентоспособности специалиста в контексте нового педагогического осмысления. Цель работы – выявить причины, побуждающие исследователей внедрять в учебный процесс компетентностно-модульные технологии обучения в процессе подготовки специалистов инженерного профиля.
Материалы и методы. Реализация поставленных задач обеспечивалась методами теоретического анализа, синтеза и обобщения дидактического материала отечественных и зарубежных исследователей. Массив изученных материалов, инновационный характер их содержания отражает отклик исследователей на вызовы времени – глобализацию образования, которая требует в свою очередь формирования у студентов глобального мышления. Процесс опытно-экспериментальной работы сопровождался использованием модульно-тестовых технологий, включающих анкетирование, тестирование, интервьюирование, прямое и косвенное наблюдение.
Результаты. Исследованы идеи глобального рынка труда, направленного, с одной стороны, на развитие образовательных систем в странах, подписавших Болонское соглашение, через создание единого европейского образовательного пространства и в то же время, с другой стороны, на сохранение своих национальных приоритетов. Отражена деятельность современных ученых-педагогов относительно необходимости, в условиях глобализации образования, осознания и выращивания новых форм жизни, нового образования, современного понимания образованности человека.
Выводы. Применение материалов исследования на практике позволяет обеспечивать максимум знаний учебной дисциплины и повысить конкурентоспособность будущего специалиста в условиях глобального рынка труда; обогащать педагогическую науку знаниями глобальной динамики, дающими возможность субъектам образования воспринимать объективную картину событий глобального рынка труда через различные информационно-коммуникативные технологии.

Ключевые слова

глобализация, сущность глобализации, идеи глобального рынка, глобальная динамика, глобализация образования, новая модель профессионального образования, образованность, глобализация экономической деятельности, многообразие определений глобализации.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Мещеряков, А. С. Компетентность и модульность как векторы обновления профессиональной подготовки специалистов инженерного профиля: инновацион-ный аспект (часть 1) / А. С. Мещеряков, Г. С. Куприянова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2013. – № 1 (25).
2. Мещеряков, А. С. Компетентность и модульность как векторы обновления профессиональной подготовки специалистов инженерного профиля: аспект присоединения России к Болонской конвенции по образованию (часть 2) / А. С. Мещеряков, Г. С. Куприянова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2013. – № 3 (27).
3. Климов, Е. А. Введение в психологию труда : учеб. / Е. А. Климов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Изд-во Моск. гос. ун-та ; Академия, 2004. – 336 с.
4. Новиков, А. М. Постиндустриальное образование / А. М. Новиков. – М. : Эгвес, 2008. – 136 с.
5. Долженко, О. В. Будущее: общество информационного многознания, или че-ловек понимающий? / О. В. Долженко, О. М. Тарасова // Высшее образование в России. – 2009. – № 8.
6. Берулава, Г. А. Инновационная сетевая парадигма обучения и воспитания студентов в условиях современного информационного пространства / Г. А. Беру-лава // Гуманитаризация образования. – 2010. – № 4.
7. Shiller, H. The communication Revolution. Who Benefits /H. Shiller//Media De-velopment. –1983. –№ 3 (4).
8. Shiller, H. The World Crisis and the World Business / H. Shiller // Media Develop-ment. – 1983. – № 18 (1).
9. Rogers, E. M. The media revolution in America and in Western Europe / E. M. Ro¬gers, F. Balle. – Nordwood, N. Y. : Ablex, 1985.
10. Тагунова, И. А. Модель мирового образовательного пространства в контексте Интернет / И. А. Тагунова // Вестник Московского университета. Серия 20, Педа-гогическое образование. – 2009. – № 4. – С. 3–16.
11. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: словарь, ключевые поня-тия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. – М. : НМЦ СПО, 1999. – 588 с.
12. Тюмасева, З. И. Словарь-справочник современного общего образования: акмеология, валеологические и экологические тайны / З. И. Тюмасева, Е. Н. Бо-гданов, Н. П. Щербак. – СПб. : Питер, 2004. – 464 с.
13. Рубин, Ю. Б. Рынок образовательных услуг: от качества к конкурентоспособ-ным бизнес-моделям / Ю. Б. Рубин // Высшее образование в России. – 2011. – № 4.
14. Никандров, Н. Д. Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н. Д. Никандров. – Екатеринбург, 2000. – 255 с.
15. Pro et Contra. – 1999. – Т. 4, № 4.
16. Вашурина, Е. В. Анализ мировых тенденций развития научно-образователь¬ной деятельности : аналит. обзор / Е. В. Вашурина, Н. В. Дрантусова, Я. Ш. Евдо-кимова, А. К. Клюев, И. А. Майбуров. – Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. ун-та, 2006. – (Библиотека журнала «Университетское управление: практика и анализ»).
17. Сагинова, О. В. Управление процессами глобализации образования в высшей школе России : автореф. дис. … д-ра экон. наук / Сагинова О. В. – М., 2006.
18. Акулич, М. М. Образование в условиях глобализации / М. М. Акулич // Уни-верситет. Управление: практика и анализ. – 2005. – № 5 (38). – С. 50–58.
19. Чошанов, М. А. Инженерия обучающих технологий / М. А. Чошанов. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 239 с.

 

Дата создания: 31.05.2014 10:28
Дата обновления: 31.05.2014 11:18